Неизвестный Неизвестный (hmm_danone) wrote,
Неизвестный Неизвестный
hmm_danone

Categories:

«Клео от 5 до 7». Женщина в поисках зеркал

cleo-from-5-to-7.jpg

Пост в рамках кинорулетки Французская «новая волна».

Французская «новая волна» (как и весь кинематограф) была преимущественно мужским направлением, рассказывающим о мужских проблемах. До 1962 года, когда на горизонте появилась Аньес Варда, знаменитый фотожурналист и первоклассный фотограф. Вы возразите, и будете правы женщины и их проблемы и раньше присутствовали в ранних фильмах Годара, Трюффо и Шаброля. Но им отводились довольно шовинистские роли. Это была либо легкомысленная и ветреная красотка, олицетворяющая «лёгкое дыхание» жизни (то же «Жюль и Джим», «Женщина есть женщина», «На последнем дыхании»), либо жертва мужской жестокости («Красавчик Серж», «Жить своей жизнью»). В любом случае, до картины Варды в рамках движения ещё не было фильма, в котором женщина становилась безраздельным объектом пристального и серьёзного внимания.

Отступление. Почему именно Аньес Варда? Ответ на этот вопрос связан с самой спецификой «новой волны» режиссёры-авторы, в отличие от массовых режиссёров студий, при создании своих ранних работ опирались на автобиографический материал. Соответственно, каждый снимал о том, что знает лучше всего.

Фильм «Клео от 5 до 7» рассказывает о примерно полутора часах жизни молодой и привлекательной певицы, ожидающей результаты медицинских анализов по поводу ракового заболевания. Она очень напугана, но ещё сильнее страдает из-за невозможности чувствовать себя и быть такой, какая она есть на самом деле. Оказывается, её знакомые всегда воспринимали её как красивую «куклу», и со временем она сама стала вести себя согласно ожиданиям. Оказавшись в экзистенциальной ситуации (возможное приближение смерти), Клео почувствовала потребность содрать с себя навязанную обществом маску, избавиться от двойственности собственного самовосприятия. В фильме её зарождающаяся борьба показана через множество символов, одним из которых являются зеркала. Клео сперва заглядывает в них, чтобы удостовериться в своей красоте (это единственная, что она не ставит под сомнение и поэтому очень боится потерять), а затем уже как бы пытаясь ухватить собственную сущность, размытую и раздвоенную завистливыми и похотливыми взглядами женщин и мужчин.






Полуторачасовое блуждание Клео по городу, на первый взгляд довольно бестолковое и хаотичное, становится движением к обретению самой себя. Зеркалами становятся и встречающиеся ей люди, не только знакомые, но и случайные посетители кафе, чьи разговоры она подслушивает. Человек обретает себя только через общение с другими людьми. В процессе диалога он разграничивает «своё» и «чужое», ощупывает края и грани своей личности. Вот и Клео пытается познать саму себя через общение с официантками, таксистками, просто подслушивая случайные разговоры. Переломный момент в её движении происходит во время разбора новых песен с двумя музыкантами, которые явно воспринимают её как капризную и глуповатую красотку. Клео поёт лиричную, грустную балладу и в этом пении открывает в себе новые, до сих пор неизведанные черты. Это помогает ей чётче понять собственную личность, отделить её от маски и уже тогда, рассмотрев, индентифицировав свой ложный образ, она находит в себе силы сбросить его и обратиться на путь внутреннего освобождения. Ещё один символ: в момент ярости она срывает ненавистный парик и преображается. Нужно сказать, что в этот момент меняется и игра Коринн Маршал, исполнительницы роли Клео. Актриса меняется и внешне, и внутренне: становится менее развязной, но в то же время более привлекательной. Её глаза начинают излучать мягкий свет, подчёркивающий обретаемую внутреннюю гармонию.


Отступление. На самом деле героиню зовут Флоренс, но друзья зовут её Клео в честь Клеопатры. Двойственность имён ещё один символ, работающий на главную тему фильма.

После переломного момента начинается обратный отсчёт героиня должна принять себя окончательно. В этот момент Варда вставляет в фильм документальные кадры: блуждающая по городу камера фиксирует лица людей, посетителей кафе, их разговоры, показывая срез жизни парижского общества. Эти вдохновенно снятые кадры человеческой обыденности заставляют вспомнить документалиста Жана Виго и отсылают к романтическому реализму, направлению, напрямую повлиявшему на «новую волну». И снова возвращается сквозной образ: спускаясь по лестнице после киносеанса, подруга главной героини разбивает зеркало. «Это к смерти», суеверно шепчет Клео. На самом деле эта короткую сценку следует интерпретировать обратно Клео больше не нуждается в зеркалах. Духовное выздоровление героини происходит в чрезвычайно деликатно и тонко снятом финале, где она встречает доброго и общительного мужчину, который через час должен снова уехать в армию. Он не узнаёт в ней популярную певицу и воспринимает её без ложных фильтров какой она сама себя чувствует. Мимолётность их встречи и открытый конец почёркивают лёгкость самого фильма.


Кроме темы познания себя в картине есть социально-феминисткий подтекст, более простой и гораздо менее интересный. По ходу своего путешествия Клео встречает женщин, выражающих разные степени эмансипации. Одна из двух крайностей, обозначающая независимость храбрая водительница такси, которая рассказывает историю о том, как она погналась за двумя не заплатившими мужчинами. Иную степень эмансипированности выражает натурщица, подруга главной героини. Её обнажённое тело становится объектом художественного восхищения мужчин. Стоить отдать должное Варде логичнее было бы сделать вторым полюсом проститутку. Но творческое чутьё подсказало ей более изящный и неоднозначный вариант.

В целом, «Клео от 5 до 7» это образец деликатного ителлектуального кино с ненавязчивой символикой, дружелюбного и приятного, но заставляющего голову работать, а глаза наслаждаться. Так что спасибо altereos, без его рулетки я бы вряд ли когда-нибудь добрался до этой замечательной картины.
Tags: Аньес Варда, новая французская волна, рецензия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments